страницы: 1 2 3

 

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА


Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации в области градостроительства


К полномочиям Правительства Российской Федерации в области
градостроительства относятся:
разработка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов в области градостроительства;
разработка и принятие постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами в области градостроительства;
установление основ федеральной политики в области градостроительства;
утверждение и реализация Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений схем градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации, градостроительной документации для объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения и благоустройства территорий федерального значения;
------------------------------------------------------------------
Примечание:
Постановлением Правительства РФ от 05.04.1999 N 370 утверждены Основные требования к разработке и согласованию Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
утверждение проектов черты городов Москвы и Санкт - Петербурга;
установление границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения и порядка регулирования градостроительной деятельности на соответствующих территориях;
установление порядка ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;
------------------------------------------------------------------
Примечание:
Постановлением Правительства РФ от 11.03.1999 N 271 утверждено Положение о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
установление совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации порядка согласования и утверждения градостроительной документации для объектов градостроительной деятельности особого регулирования (статья 6 настоящего Кодекса);
установление порядка лицензирования разработки градостроительной и проектной документации, архитектурной деятельности, выполнения инженерных изысканий для строительства, а также выполнения топографо - геодезических и картографических работ при осуществлении градостроительной деятельности;
установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения;
принятие решений о строительстве объектов недвижимости федерального значения и о подготовке документов для получения разрешений на их строительство;
обеспечение финансирования градостроительной деятельности за счет средств федерального бюджета по вопросам, указанным в статье 69 настоящего Кодекса;
утверждение положения о федеральном органе архитектуры и градостроительства;
------------------------------------------------------------------
Примечание:
Постановление Правительства РФ от 24.11.1999 N 1289 утверждено Положение о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу.
------------------------------------------------------------------
установление порядка осуществления государственного контроля за исполнением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области градостроительства;
передача части своих полномочий в области градостроительства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с ними.

Статья 22. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области градостроительства


К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на соответствующих территориях относятся:
разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области градостроительства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также конституциями или уставами субъектов Российской Федерации;
установление государственной политики в области градостроительства;
утверждение границ объектов градостроительной деятельности особого регулирования, за исключением объектов, указанных в статье 21 настоящего Кодекса, и порядка особого регулирования градостроительной деятельности на указанных территориях;
утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований;
утверждение границ пригородных зон городов;
утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов Российской Федерации, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий;
установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости, за исключением объектов, указанных в статье 21 настоящего Кодекса;
принятие решений о строительстве объектов недвижимости значения субъектов Российской Федерации и о подготовке документов для получения разрешений на их строительство;
осуществление государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов в области градостроительства;
финансирование разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов Российской Федерации, программ, проведения научно - исследовательских работ в области градостроительства, а также разработки проектов законов и иных нормативных правовых актов, градостроительных нормативов и правил субъектов Российской Федерации, ведения государственного градостроительного кадастра;
разрешение споров в области градостроительной деятельности в пределах своей компетенции;
принятие решений об обеспечении потребности городских и сельских поселений в земельных участках из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
утверждение положений об органах архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации;
информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства;
передача части своих полномочий в области градостроительства федеральным органам исполнительной власти по соглашению с ними;
передача части своих полномочий в области градостроительства органам местного самоуправления.

Статья 23. Предметы ведения местного самоуправления в области градостроительства


1. В ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся:
- принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;
- утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, за исключением утверждения градостроительной документации, предусмотренной абзацем четвертым настоящего пункта, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий;
- разработка проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований и внесение в соответствующий орган государственной власти предложений об их утверждении;
- организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований;
- принятие решений об обеспечении потребностей населения в земельных участках из земель, находящихся в муниципальной собственности или переданных в ведение органов местного самоуправления, для осуществления градостроительной деятельности;
- организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями;
- выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости;
- разрешение споров в области градостроительной деятельности в
пределах своей компетенции;
- финансирование разработки и реализации градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, программ, проведения научно - исследовательских работ, а также разработки проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;
- осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;
- осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве;
- утверждение положений об органах архитектуры и градостроительства городских и сельских поселений, других муниципальных образований;
- информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства, организация и проведение референдумов по вопросам в области градостроительства;
- выполнение функций заказчиков разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке.

2. Полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в области градостроительства устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

3. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге - в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований в области градостроительства определяются законами субъектов Российской Федерации - городов
федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.

4. Полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, определяются в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи на основе законов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.

Глава IV. СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ


Статья 24. Система органов исполнительной власти Российской
Федерации и органы местного самоуправления в области регулирования
градостроительной деятельности


1. В состав органов исполнительной власти Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности входят:
- федеральный орган архитектуры и градостроительства;
- органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации (территориальные органы архитектуры и градостроительства);
- органы государственной экспертизы градостроительной и проектной документации.

2. Федеральный орган архитектуры и градостроительства и органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности образуют единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации.

3. Органы архитектуры и градостроительства городских и сельских поселений, других муниципальных образований (местные органы архитектуры и градостроительства) образуются по решению органов местного самоуправления и организуют свою работу в соответствии с уставами муниципальных образований.

Статья 25. Полномочия федерального органа архитектуры и градостроительства

Федеральный орган архитектуры и градостроительства:
- вносит в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании законодательных и иных нормативных правовых актов в области градостроительства;
- представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области градостроительства;
- разрабатывает основы федеральной политики в области градостроительства и осуществляет контроль за их реализацией;
- обеспечивает разработку Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений данной схемы;
- организует разработку схем градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации и Основных положений данных схем, градостроительной документации для объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, а также проведение научно - исследовательских работ федерального значения в области градостроительства;
- участвует в разработке и реализации градостроительных разделов федеральных целевых программ и программ социально - экономического развития территории Российской Федерации;
- устанавливает порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации;
- обеспечивает разработку федеральных градостроительных нормативов и правил, нормативно - технических документов в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий, а также инженерно - технических мероприятий по гражданской обороне, защите территорий и поселений от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждает и издает указанные документы;
- устанавливает порядок разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил;
- принимает участие в координации аварийно - восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
- осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве, федеральных градостроительных нормативов и правил;
- осуществляет координацию деятельности территориальных органов архитектуры и градостроительства и руководство их деятельностью в части научно - методического обеспечения;
- обеспечивает проведение государственной экспертизы градостроительной документации, перечень которой установлен в абзаце втором пункта 3 статьи 29 настоящего Кодекса, научно - исследовательских работ, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения и благоустройства территорий федерального значения, градостроительных разделов федеральных целевых программ и программ социально - экономического развития территории Российской Федерации;
- организует деятельность органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации;
- организует государственный контроль за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях и издает инструкции о порядке его осуществления;
- организует научно - методическое обеспечение ведения государственного градостроительного кадастра, технической инвентаризации объектов недвижимости, мониторинга объектов градостроительной деятельности и их ведение;
- осуществляет единую техническую политику в области инженерных изысканий для строительства, организует формирование и ведение государственного фонда комплексных инженерных изысканий для строительства;
- осуществляет лицензирование деятельности по разработке градостроительной и проектной документации, архитектурной деятельности (совместно с Союзом архитекторов Российской Федерации), деятельности по выполнению инженерных изысканий для строительства, топографо - геодезических и картографических работ при осуществлении градостроительной деятельности (в соответствии с перечнем работ, согласованных с Федеральной службой геодезии и картографии России), иной деятельности в области градостроительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также создание лицензионных центров на территориях субъектов Российской Федерации и руководство их деятельностью в части научно - методического обеспечения;
- осуществляет информационное обеспечение граждан и органов архитектуры и градостроительства в области градостроительной деятельности;
- организует подготовку и переподготовку специалистов в области архитектуры и градостроительства;
- координирует работу подведомственных ему научно -исследовательских, проектных и изыскательских организаций в области градостроительства;
- осуществляет полномочия, установленные Федеральным законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации";
- участвует в международном сотрудничестве в области градостроительства.

Статья 26. Полномочия органов архитектуры и градостроительства
субъектов Российской Федерации


1. Органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации:
представляют в органы государственной власти субъектов Российской Федерации проекты законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области градостроительства и предложения об их разработке;
организуют разработку и реализацию государственной политики в области градостроительства в соответствующих субъектах Российской Федерации;
организуют разработку и издание территориальных градостроительных нормативов и правил;
координируют работу научно - исследовательских, проектных и изыскательских организаций в области градостроительства, за исключением организаций федерального значения;
обеспечивают разработку градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов Российской Федерации, проведение научно - исследовательских работ в области градостроительства на территориях субъектов Российской Федерации, а также разработку градостроительной документации и проведение научно - исследовательских работ в области градостроительства, осуществляемых по заказу органов местного самоуправления;
участвуют в разработке и реализации градостроительных разделов целевых программ субъектов Российской Федерации и программ социально - экономического развития территорий субъектов Российской Федерации;
осуществляют координацию деятельности местных органов архитектуры и градостроительства и руководство их деятельностью в части научно - методического обеспечения;
осуществляют лицензирование деятельности по разработке градостроительной и проектной документации, архитектурной деятельности (совместно с региональными отделениями Союза архитекторов Российской Федерации), деятельности по выполнению
инженерных изысканий для строительства, а также топографо - геодезических и картографических работ при осуществлении градостроительной деятельности, иной деятельности в области градостроительства, полномочия на лицензирование которой переданы в установленном порядке органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
осуществляют подготовку документов в целях получения разрешений на строительство объектов недвижимости значения субъектов Российской Федерации, а также регистрацию в установленном порядке этапов выполнения инженерных изысканий для строительства;
осуществляют контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов Российской Федерации и оказывают содействие ее разработчикам в согласовании такой документации с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
обеспечивают проведение государственной экспертизы градостроительной документации, научно - исследовательских работ, градостроительных разделов целевых программ и программ социально - экономического развития территорий, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территорий, перечень которых установлен в абзаце третьем пункта 3 статьи 29 настоящего Кодекса;
организуют на территориях субъектов Российской Федерации конкурсы на разработку градостроительной и проектной документации;
осуществляют ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности на соответствующих территориях;
осуществляют формирование и ведение архивных фондов инженерных изысканий для строительства на соответствующих территориях;
рассматривают предложения об установлении и изменении границ городских и сельских поселений, других муниципальных образований, объектов градостроительной деятельности особого регулирования на соответствующих территориях;
осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях в пределах своей компетенции;
участвуют совместно с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству в подготовке материалов по инвентаризации земель, находящихся в государственной собственности, передаче земельных участков в муниципальную, частную собственность, в пользование и аренду;
осуществляют контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве в пределах своей компетенции;
осуществляют информационное обеспечение граждан и местных органов архитектуры и градостроительства в области градостроительной деятельности;
осуществляют полномочия, установленные Федеральным законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации";
участвуют в международном сотрудничестве в области градостроительства.

2. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные полномочия территориальных органов архитектуры и градостроительства.

Статья 27. Деятельность местных органов архитектуры и градостроительства по реализации их полномочий в области градостроительства в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях

1. По предметам ведения местного самоуправления в области градостроительства местные органы архитектуры и градостроительства в соответствии с уставами муниципальных образований:
обеспечивают разработку, экспертизу, рассмотрение, согласование и представление на утверждение в установленном порядке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, проведение научно - исследовательских работ в области градостроительства;
участвуют в рассмотрении и согласовании территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территории соответствующего субъекта Российской Федерации и частей территории соответствующего субъекта Российской Федерации, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территории соответствующего субъекта Российской Федерации, градостроительных разделов целевых программ субъектов Российской Федерации и программ социально - экономического развития территорий субъектов Российской Федерации;
участвуют в разработке и реализации градостроительных разделов местных целевых программ и программ социально - экономического развития территорий муниципальных образований;
могут передавать по согласованию с органами местного самоуправления функции заказчиков градостроительной документации органам архитектуры и градостроительства соответствующих субъектов Российской Федерации;
осуществляют контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации и оказывают содействие ее разработчикам в согласовании этой документации с государственными органами, органами местного самоуправления;
обеспечивают разработку правил застройки и других нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;
осуществляют в установленном порядке подготовку документов в целях выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости, а также регистрацию этапов выполнения инженерных изысканий для строительства;
выдают в установленном порядке градостроительные задания на разработку градостроительной документации;
организуют конкурсы на разработку градостроительной и проектной документации, архитектурно - художественное оформление и благоустройство территорий муниципальных образований;
согласовывают в установленном порядке проектную документацию в отношении объектов жилищно - гражданского, производственного, коммунального и природоохранного назначения, инженерной и транспортной инфраструктур, а также благоустройства территорий муниципальных образований;
осуществляют на территориях городского и сельского поселений, другого муниципального образования ведение плана существующей застройки (опорного плана), регистрационного плана расположения сооружений и коммуникаций связи и инженерного оборудования,
государственного градостроительного кадастра, мониторинга объектов градостроительной деятельности, а также архивного фонда инженерных изысканий для строительства;
участвуют в подготовке предложений о выборе земельных участков для строительства, реконструкции существующей застройки или их благоустройства в соответствии с градостроительной документацией, а также об установлении границ указанных земельных участков;
участвуют в подготовке проектов решений органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции объектов недвижимости, а также в подготовке соответствующих графических и текстовых материалов;
осуществляют вынос в натуру (на местность) красных линий и других линий регулирования застройки, высотных отметок, осей зданий, строений и сооружений, трасс инженерных коммуникаций, а также принимают участие в установлении границ земельных участков на местности;
согласовывают землеустроительную документацию в отношении территорий, используемых для нужд сельского хозяйства в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях и пригородных зонах городов;
участвуют в проведении работ по инвентаризации земель и других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований;
участвуют в подготовке документов для проведения конкурсов и аукционов земельных участков и других объектов недвижимости;
информируют население о состоянии среды жизнедеятельности и намерениях о ее изменении;
рассматривают заявления и обращения граждан и юридических лиц по вопросам осуществления градостроительной деятельности и принимают решения в пределах своей компетенции;
осуществляют контроль за использованием и охраной земель городских и сельских поселений в пределах своей компетенции;
осуществляют контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве и иных нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;
участвуют в международном сотрудничестве в области градостроительства.

2. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом особенностей осуществления местного самоуправления в границах подведомственной им территории могут устанавливаться дополнительные полномочия местных органов архитектуры и градостроительства.
Местные органы архитектуры и градостроительства могут наделяться федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями в области градостроительной деятельности с передачей для их осуществления необходимых материальных и финансовых средств.

 

Глава V. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ И ПОСЕЛЕНИЙ И ОБ ИХ ЗАСТРОЙКЕ

Статья 28. Назначение и виды градостроительной документации

1. Градостроительное планирование развития территорий и поселений и их застройка осуществляются посредством разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Российской Федерации и частей территории Российской Федерации; территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации; территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке.

2. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории Российской Федерации и частей территории Российской Федерации (градостроительная документация федерального уровня) включает в себя Генеральную схему расселения на территории Российской Федерации и схемы градостроительного планирования развития частей территории Российской Федерации, включающих в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации или части их территорий (далее - консолидированные схемы градостроительного планирования).
В градостроительной документации федерального уровня определяется сфера взаимных интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области градостроительства и устанавливаются нормы, которые должны учитываться субъектами Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности.

3. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт - Петербурга) и частей территорий субъектов Российской Федерации (градостроительная документация уровня субъекта Российской Федерации) включает в себя территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, пригородных зон, иных территорий (далее - территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации).
В градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации определяется сфера взаимных интересов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области градостроительства.

4. Градостроительная документация для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений.
Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя:
территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов);
генеральные планы городских и сельских поселений;
проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований.
Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений включает в себя:
проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений (далее - проект планировки);
проекты межевания территорий;
проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений (далее - проект застройки).

5. Каждому объекту градостроительной деятельности соответствует определенный вид градостроительной документации, разрабатываемый в соответствии с градостроительными, экологическими и иными нормативами. Градостроительная документация любого вида включает в себя текстовые и графические материалы, содержит обязательные положения, установленные заданием на разработку градостроительной документации соответствующего вида.
Порядок ее согласования и утверждения устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

6. Градостроительная документация любого вида подлежит государственной экологической экспертизе в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Обязательными условиями для утверждения градостроительной документации любого вида являются ее согласование с соответствующими органами санитарно - эпидемиологического надзора, а также наличие положительного заключения органов охраны памятников культуры в случаях, определенных законодательством в области охраны памятников истории и культуры, других заинтересованных государственных органов с учетом мнения населения.

7. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться иные виды градостроительной документации, за исключением видов градостроительной документации, установленных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в зависимости от особенностей региональных и местных условий.

8. Градостроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания, выданного соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или по согласованию с ними заказчиками.
Задание на разработку градостроительной документации любого вида в случае необходимости может включать в себя проведение предпроектных научно - исследовательских работ и инженерных изысканий.

9. Внесение изменений в утвержденную градостроительную документацию любого вида осуществляется только по решению органов, утвердивших указанную градостроительную документацию, при условии ее опубликования и проведения обсуждения с участием населения, интересы которого затрагиваются в результате таких изменений.

10. Градостроительная документация любого вида может разрабатываться на конкурсной основе.
Утвержденная градостроительная документация любого вида подлежит передаче соответствующим органам архитектуры и градостроительства для регистрации и хранения.

11. Разработка градостроительной документации любого вида осуществляется при наличии соответствующей лицензии, выданной в порядке, установленном федеральным органом архитектуры и градостроительства.

12. Решение органов государственной власти и органов местного самоуправления о разработке градостроительной документации любого вида или о внесении в нее изменений, а также основные положения градостроительной документации любого вида подлежат опубликованию.

13. Порядок проведения обсуждения разрабатываемой градостроительной документации любого вида с участием населения устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления.

14. Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений учитывается при разработке федеральных целевых программ, целевых программ субъектов Российской Федерации и местных целевых программ, программ социально - экономического развития территорий Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации, территорий муниципальных образований, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, а также схем защиты территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 29. Государственная экспертиза градостроительнойдокументации

1. Градостроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе в порядке, определенном настоящим Кодексом и разрабатываемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
Примечание:
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1008 утверждено Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации.
Постановлением Госстроя РФ от 29.10.1993 N 18-41 утвержден Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
2. Государственная экспертиза градостроительной документации осуществляется в целях установления соответствия данной документации требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительстве.

3. Государственная экспертиза градостроительной документации осуществляется федеральными и территориальными органами государственной экспертизы градостроительной и проектной документации.
На федеральном уровне осуществляется государственная экспертиза градостроительной документации в отношении объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, другой градостроительной документации и научно - исследовательских работ, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета и совместного финансирования с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации, градостроительных разделов федеральных целевых программ, программ социально - экономического развития территории Российской Федерации, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения и благоустройства территорий федерального значения в части соблюдения градостроительных требований.
Территориальными органами государственной экспертизы градостроительной и проектной документации осуществляется государственная экспертиза градостроительной документации, научно - исследовательских работ, градостроительных разделов целевых программ субъектов Российской Федерации и местных целевых программ, программ социально - экономического развития территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территорий в части соблюдения градостроительных требований, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

4. Заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации должно быть основано на заключениях государственной экологической экспертизы, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, специально уполномоченных органов охраны памятников культуры, управления государственным фондом недр, государственного горного надзора, санитарно - эпидемиологического надзора, органов охраны недр, а также других заинтересованных государственных органов, перечень которых определяется заданием на разработку градостроительной и проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Положительное заключение органа государственной экспертизы градостроительной и проектной документации является основанием для утверждения градостроительной и проектной документации.

Статья 30. Основные градостроительные требования к разработке федеральных целевых программ, целевых программ субъектов Российской Федерации, местных целевых программ и программ социально - экономического развития территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований

При разработке федеральных целевых программ, целевых программ субъектов Российской Федерации, местных целевых программ и программ социально - экономического развития территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований должны учитываться градостроительные требования в части:
соответствия мероприятий, указанных в данных программах, основным направлениям государственной политики в области градостроительства, в том числе в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
соответствия развития экономики комплексному развитию регионов и поселений;
обеспечения защиты территорий и поселений от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также охраны окружающей природной среды и рационального природопользования;
сохранения территорий объектов историко - культурного и природного наследия и недопущения изъятия земель, занятых особо охраняемыми объектами, для осуществления хозяйственной деятельности;
обеспечения условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
определения мер государственной поддержки в целях решения социальных, экономических и экологических проблем территорий и поселений;
разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития соответствующих территорий и поселений;
выполнения инженерных изысканий и научно - исследовательских работ.

 

Глава VI. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТЕРРИТОРИЙ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 31. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации

1. В Генеральной схеме расселения на территории Российской Федерации определяются:
цели федеральной политики в области градостроительства и меры государственной поддержки ее реализации;
основные положения развития системы расселения, природопользования и производства в соответствии с программой социально - экономического развития территории Российской Федерации;
меры по улучшению экологической обстановки в регионах, рациональному использованию земель, сохранению территорий объектов историко - культурного и природного наследия, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения;
территории, благоприятные для развития систем расселения;
особо охраняемые природные территории; прибрежные территории;
территории сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения;
территории с экстремальными природно - климатическими условиями;
территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; территории залегания полезных ископаемых; иные территории, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяются виды градостроительного использования и ограничения на использование данных территорий для осуществления градостроительной деятельности.

2. Порядок разработки и согласования Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации
устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Основные положения Генеральной схемы расселения на
территории Российской Федерации утверждаются Правительством
Российской Федерации и подлежат опубликованию.

Статья 32. Консолидированные схемы градостроительного планирования

1. Консолидированные схемы градостроительного планирования разрабатываются для территорий двух и более субъектов Российской Федерации или частей их территорий (территории экономических и крупных географических районов, системы расселения, а также оздоровительные, курортные, рекреационные и иные территории) в целях взаимного согласования интересов субъектов Российской Федерации и интересов Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности.

2. В консолидированных схемах градостроительного планирования, которые разрабатываются в соответствии с Генеральной схемой расселения на территории Российской Федерации, определяются:
зонирование территорий;
меры по развитию региональных систем расселения;
меры по развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур межрегионального и регионального значения;
меры по рациональному природопользованию с учетом интересов субъектов Российской Федерации в целях обеспечения условий устойчивого развития их территорий;
обеспечение ресурсами в целях комплексного развития частей территории Российской Федерации.

3. Консолидированные схемы градостроительного планирования разрабатываются федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию между собой.

4. Порядок разработки и согласования консолидированных схем градостроительного планирования и Основных положений консолидированных схем градостроительного планирования устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Основные положения консолидированных схем градостроительного планирования утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию.

6. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок государственной поддержки реализации консолидированных схем градостроительного планирования.

Статья 33. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации

1. В территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации определяются в соответствии с градостроительной документацией федерального уровня цели государственной политики в области градостроительства на территориях субъектов Российской Федерации исходя из социально - экономических и природно - климатических условий субъектов Российской Федерации.

2. В территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации определяются зонирование территорий субъектов Российской Федерации или частей их территорий, основные направления совершенствования системы расселения, развития городских и сельских поселений, производства, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур регионального и межселенного значения, защиты территорий субъектов Российской Федерации или частей территорий субъектов Российской Федерации от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, улучшения экологической обстановки градостроительными средствами, сохранения территорий объектов историко - культурного и природного наследия. В указанных территориальных комплексных схемах содержатся предложения об установлении границ поселений и пригородных зон городов, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территории субъекта Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации.

3. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления.

4. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок участия государства в реализации территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации.

 

Глава VII. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ,
ДРУГИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Статья 34. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов)

1. В территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), разрабатываемых в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации, определяются:
основные направления реализации государственной политики в области градостроительства с учетом особенностей социально - экономического развития и природно - климатических условий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов);
зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон;
меры по защите территорий районов и сельских округов от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
направления развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур межселенного значения;
территории резерва для развития поселений;
территории для индивидуального жилищного строительства, строительства дач, садоводства, огородничества;
территории для организации мест отдыха населения;
иные меры по развитию территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов).
В территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) содержатся предложения об установлении границ поселений и пригородных зон городов, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий указанных районов, сельских округов.

2. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления соответствующих районов и сельских округов по согласованию с органами местного самоуправления поселений, находящихся в пределах районов и сельских округов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. В задании на разработку территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) в целях учета государственных интересов определяется перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по согласованию с которыми разрабатываются и утверждаются указанные территориальные комплексные схемы.

4. Порядок участия субъектов Российской Федерации в реализации территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) определяется по соглашению с соответствующими органами местного самоуправления.

Статья 35. Генеральные планы городских и сельских поселений

1. Генеральный план - градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.
Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко - культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

2. В генеральном плане городского или сельского поселения определяются:
основные направления развития территории поселения с учетом особенностей социально - экономического развития, природно - климатических условий, численности населения городского или сельского поселения;
зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон;
меры по защите территории городского или сельского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
соотношение застроенной и незастроенной территории городского или сельского поселения;
территории резерва для развития городского или сельского поселения;
иные меры по развитию территории городского или сельского поселения.
В генеральных планах городских и сельских поселений содержатся предложения об установлении границ поселений, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий поселений.

3. Генеральный план города и его пригородной зоны может разрабатываться как единый документ на основе заключения соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий.

4. Генеральный план города с численностью населения до пятидесяти тысяч человек и генеральный план сельского поселения могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий указанных поселений как единый документ.

5. При разработке генерального плана исторического поселения учитываются историко - архитектурный опорный план такого поселения и проекты зон охраны памятников истории и культуры.

6. Генеральные планы городских и сельских поселений разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления соответствующих поселений в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Генеральный план города и его пригородной зоны утверждается органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Генеральные планы городов Москвы и Санкт - Петербурга разрабатываются и утверждаются органами государственной власти городов Москвы и Санкт - Петербурга в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом.

7. Генеральный план городского или сельского поселения до его утверждения подлежит опубликованию и согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы, а также с заинтересованными организациями и населением (статьи 18 и 28 настоящего Кодекса).
В задании на разработку генерального плана городского или сельского поселения в целях учета государственных интересов определяется перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по согласованию с которыми разрабатывается и утверждается данный генеральный план.

8. В период разработки нового генерального плана городского или сельского поселения действует ранее утвержденный генеральный план в части, не противоречащей правилам застройки.

9. В случае изменения законодательства Российской Федерации о градостроительстве необходимые изменения вносятся в генеральный план городского или сельского поселения.

10. Порядок участия субъектов Российской Федерации в реализации генерального плана городского или сельского поселения определяется по соглашению с соответствующими органами местного самоуправления.

Статья 36. Проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований

1. Проекты черты городского и сельского поселений, черты другого муниципального образования разрабатываются на основе генеральных планов городских и сельских поселений или территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов).
Проекты черты малых городов и поселков, черты сельских поселений могут разрабатываться в составе генеральных планов указанных поселений.

2. Проекты черты городского и сельского поселений, черты другого муниципального образования, за исключением проектов черты городов федерального значения, разрабатываются органами местного самоуправления соответствующего поселения или другого муниципального образования в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Проекты черты городского и сельского поселений, черты другого муниципального образования, за исключением проектов черты городов федерального значения, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления сопредельных территорий.

4. Проекты черты городов Москвы и Санкт - Петербурга разрабатываются органами государственной власти городов Москвы и Санкт - Петербурга по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации сопредельных территорий и утверждаются Правительством Российской Федерации.

5. Утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований не допускается без учета мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении черты указанных поселений и муниципальных образований.

Статья 37. Зонирование территорий для осуществления градостроительной деятельности

1. При разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке разрабатываются схемы зонирования территорий, определяющие вид использования территорий и устанавливающие ограничения на их использование, для осуществления градостроительной деятельности.

2. Зонирование территорий направлено на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко - культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.

3. Ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности устанавливаются в следующих зонах:
зоны охраны памятников истории и культуры, историко - культурных комплексов и объектов, заповедных зон;
зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно - санитарной) охраны;
санитарные, защитные и санитарно - защитные зоны;
водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;
зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
зоны залегания полезных ископаемых;
территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;
зоны с экстремальными природно - климатическими условиями;
иные зоны, установленные в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

4. С учетом ограничений на использование территорий определяются функциональное назначение территорий и интенсивность их использования.

5. Данные о видах использования территорий установленных зон и об ограничениях на их использование включаются в правила застройки.

 

страницы: 1 2 3

Цикл научно-практических семинаров 2012

ОАО «НИИ ВОДГЕО» приглашает руководящих специалистов «Водоканалов», работников промышленных...

ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ЧИСТАЯ ВОДА – 2010»

Сотрудники ОАО «НИИ ВОДГЕО» приняли участие в работе Второго Международного форума «Чистая вода –...

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОДНЫЙ ФОРУМ ЭКВАТЭК-2010

ОАО «НИИ ВОДГЕО» принял участие в Международном водном форуме ЭКВАТЭК-2010: 1-4 июня 2010 г., МВЦ...